Главная » Статьи » Интервью с автором в СМИ |
- Откуда в Вашем творчестве тема деревни? Ведь Вы преподавали в Пудоже, затем переехали в Петрозаводск. Ни первое, ни, тем более, второе - деревней не является. - Хоть я и родилась в Петербурге, но жила там всего три месяца от роду. Потом родители переехали в Псковскую область и долгое время жили в посёлке Ляды Плюсского района. Муж у меня тоже родом из деревни. И в повести «Етишкина жизнь!...» описана его деревня, которую я знаю вот уже 37 лет. Произведение основано на реальном материале, написано по реальным событиям, которые в действительности происходили. В своей повести даю, может быть, сотую долю правды. В жизни ситуация намного хуже и безнадёжнее, чем описана в художественном произведении. У каждого героя в жизни есть реальный прототип. Но описаны события в художественной форме, для того, чтобы материал этот легче воспринимался и глубже проникал в душу. - Повесть написана с любовью к героям. Даже Петька Портной, в принципе,
- положительный герой. Такой - и яркий, и импульсивный. Хотя фигура эта и противоречивая, но по авторской позиции чувствуется, что он относится к герою с
большим состраданием. Равно, как и к тому, что происходит в этой деревне. - Я никогда не пишу о тех событиях и о тех людях, к которым не испытываю сострадания или которых не люблю. Не могу зло высмеивать что-то. За каждой строчкой любого произведения всегда стоит автор. - И в этой повести авторская позиция определяется очень чётко - большое
сострадание к героям. - Деревню я хорошо знаю. У нас в посёлке было большое хозяйство, требовавшее ежедневного приложения рук. Я люблю всякую крестьянскую работу. Знание сельской жизни, её нравов, характеров, обычаев и традиций
во многом объясняет и обращение к этой теме. - У героя повести есть конкретный прототип или Петька Портной - обобщённый образ деревенского мужика? - Я уже сказала, что все герои повести имеют свои прототипы, в том числе и главный герой. Этот человек до сих пор живёт и здравствует. Не скажу, что духовное перерождение у него произошло вот так же быстро. В повести этот процесс даётся как бы с опережением. Хочется, чтобы было именно так, чтобы произошла определенная трансформация его внутреннего мира, его сознания. Литература должна вести читателя вперед, к какой-то, видимой автору, цели. Поэтому и ключевые события повести даны с некоторым опережением. Как оно видится автору. Пожар. Сгорает всё ненужное и старое, что есть в сознании и одновременно идёт зарождение нового восприятия мира, абсолютно новых отношений. Всё сгнившее и умершее уходит вместе с этим пожаром. Петька возвращается из больницы и мужская половина деревни не принимает его таким. Новым, обновленным. Каким он стал. И это реально. У него новый взгляд, новое жизненное восприятие. Женщины это как-то тоньше понимают и, в какой-то мере, - принимают. А мужчины.., они не принимают не пьющего. Это для них что-то ненормальное. Такое, какого не может быть никогда. И пожар - это трансформация души, внутреннего мира героя. Это переход к новому осознанию жизни вообще. Мост не только материальная основа, переправа. Он важен и в духовном
плане, как связующее звено, объединяющее людей при его строительстве. Мост в
итоге становится переправой из одной души в другую. Повторяю, каждая символика не однозначна, она
включает в себя очень много аспектов. Сказанное относится как к пожару, так и к
бане. И, тем более, к мосту. - Я живу в Карелии с 1976 года. Приехала сюда на работу, учителем иностранного языка. Было мне тогда двадцать два года. Семнадцать лет отработала в школе и очень светло вспоминаю эту пору. Когда меня называют карельской писательницей - не возражаю. Вся моя молодость прошла в Карелии. Много было в жизни хорошего, яркого, светлого. Есть, что вспомнить! Поэтому, конечно же, я - "карельская писательница". - Все рассуждения о Боге, которые встречаются в тексте повести «Етишкинай жизнь!..» - искренние. - Ситуация безысходная в своей основе. Поэтому в повести достаточно и драматизма, и трагизма. Но в ней есть и юмор, Пусть он грубый, деревенский, но написана-то повесть от лица Петьки Портного. Есть в повести и какие-то рассуждения о жизни. Да, они - на уровне понимания этой проблемы главным героем, но проблемы (хоть прописанные деревенским языком) затрагиваются глубокие. В принципе, Петька старается докопаться до сути - что же происходит вокруг него и почему всё складывается именно так. - Все Петькины проблемы от него самого. От противоречивости его внутреннего мира. Потому что неумение выстраивать отношения с окружающими его людьми, нетерпимость к их недостаткам, желание диктовать и "крутить вокруг ноги" весь мир, приводит к тому, что он остаётся один. А потом это всё идёт дальше, по
нарастающей. Сначала распадается семья,
потом рушатся отношения с односельчанами и обществом в целом. А такую обстановку, в
первую очередь, создаёт сам человек.
Потому что даже в пещере люди могут жить, радоваться жизни, быть в согласии с
самими собою и с природой. С радостью принимать каждый новый день. Не от уровня
жизни или благосостояния общества в целом зависит радость человека. Вся беда наша из-за отсутствия духовности. И из-за того, что в детях закладывается сначала
материальное, а не духовное начало. Прежде всего, своим детям необходимо привить духовный стержень. А всё материальное они
должны заработать сами. Любви в семье у Петьки не было. Было только желание с позиции силы заставить всех жить так, как он хочет. Но это невозможно. Всё, что насаждается силой - отторгается. Поэтому все и уходят от главного героя повести. А потом когда Петька возвращается и уже хочет объединить людей, как-то повернуть в другую сторону их сознание – сразу же возникают проблемы. Большие проблемы. Он сам ещё слаб духовно. Он сам ещё только вышел на этот путь. Нет у него за спиной духовного багажа. Ему самому ещё очень тяжело. В настоящее время Надежда Васильева работает над тремя произведениями: над детской сказкой «Жу-Зи», где идёт повествование о жизни пчелиной семьи, основанное на реальных знаниях автора о жизни пчёл. Главной темой второй повести, "Когда ангелы поют", станет проблема «отцов и детей». Третья повесть, которая находится в работе, - «Плачь Синайских гор». | |
Просмотров: 833 | Комментарии: 1 | |