MENU
Главная » Статьи » Интервью с автором в СМИ

Интервью Анны Монаковой

- Откуда в Вашем творчестве тема деревни? Ведь Вы преподавали в Пудоже, затем переехали в Петрозаводск. Ни первое, ни, тем более, второе - деревней не является.

- Хоть я и родилась в Петербурге, но жила там всего три месяца от роду. Потом родители переехали в Псковскую область и долгое время жили в посёлке Ляды Плюсского района.

Муж у меня тоже родом из деревни. И в повести «Етишкина жизнь!...» описана его деревня, которую я знаю вот уже 37 лет. 

Произведение основано на реальном материале, написано по реальным событиям, которые в действительности происходили.

В своей повести даю, может быть, сотую долю правды. В жизни ситуация намного хуже и безнадёжнее, чем описана в художественном произведении.  У каждого героя в жизни есть реальный прототип. Но описаны события в художественной форме, для того, чтобы материал этот легче воспринимался и глубже проникал в душу.

- Повесть написана с любовью к героям. Даже Петька Портной, в принципе, - положительный герой. Такой - и яркий, и импульсивный. Хотя фигура эта и противоречивая, но по авторской позиции чувствуется, что он относится к герою с большим состраданием. Равно, как и к тому, что происходит в этой деревне.

- Я никогда не пишу о тех событиях и о тех людях, к которым не испытываю сострадания или которых не люблю. Не могу зло высмеивать что-то. За каждой строчкой любого произведения всегда стоит автор. 

- И в этой повести авторская позиция определяется очень чётко - большое сострадание к героям.

- Деревню я хорошо знаю. У нас в посёлке было большое хозяйство, требовавшее ежедневного приложения рук. Я люблю всякую крестьянскую работу. Знание сельской жизни, её нравов, характеров, обычаев и традиций во многом объясняет и обращение к этой теме. 

- У героя повести есть конкретный прототип или Петька Портной - обобщённый образ деревенского мужика?

- Я уже сказала, что все герои повести имеют свои прототипы, в том числе и главный герой. Этот человек до сих пор живёт и здравствует. Не скажу, что духовное перерождение у него произошло вот так же быстро. В повести этот процесс даётся как бы с опережением. Хочется, чтобы было именно так, чтобы произошла определенная трансформация его внутреннего мира, его сознания. Литература должна вести читателя вперед, к какой-то, видимой автору, цели. Поэтому и ключевые события повести даны с некоторым опережением. Как оно видится автору.

 - Пожар, баня и мост – три символа, которые проходят через всю русскую литературу. Символика их неоднозначна и многогранна. А что у Вас таится за этими словами?

 - Вообще, в «Етишкиной жизни» идёт перерождение человека. Но все испытания ещё впереди. Ну а теперь о символике:

Пожар. Сгорает всё ненужное и старое, что есть в сознании и одновременно идёт зарождение нового восприятия мира, абсолютно новых отношений. Всё сгнившее и умершее уходит вместе с этим пожаром. Петька возвращается из больницы и мужская половина деревни не принимает его таким. Новым, обновленным. Каким он стал. И это реально. У него новый взгляд, новое жизненное восприятие. Женщины это как-то тоньше понимают и, в какой-то мере, - принимают. А мужчины.., они не принимают не пьющего. Это для них что-то ненормальное. Такое, какого не может быть никогда.  И пожар - это трансформация души, внутреннего мира героя. Это переход к новому осознанию жизни вообще.

 Баня. Это - очищение души и тела. Я вообще-то и сама очень люблю баню. Люблю, уважаю, ценю и считаю, что это, действительно, чистка души и тела, потому что после бани происходит обновление человека. И на физическом уровне, и в духовном плане. Баня – чистое и теплое место. И даже не потому, что в ней есть печь, которая топится, и вода, которой смывается вся накопившаяся грязь. Такое восприятие бани есть у каждого русского человека, оно заложено в него с рождения, на подсознательном уровне.

 Мост. Он - как связующее звено. Это такой объект, в котором одновременно заложены и  философская, и бытовая основы. Есть здесь и семейная составляющая, и вопросы политики, экономики. Он, как символ, включает в себя многое. И политику – тоже. Вот, возьмём, к примеру, первую часть повести, где описывается деревенское хозяйство. А куда шкуры от овец девать? Да закапываем их. Потому что сколько же бензина надо спалить, чтобы эти шкуры пристроить! То есть реализация продукции сельского хозяйства сегодня происходит очень тяжело. А это - и политика, и экономика страны.

Мост не только материальная основа, переправа. Он важен и в духовном плане, как связующее звено, объединяющее людей при его строительстве. Мост в итоге становится переправой из одной души в другую.

Повторяю, каждая символика не однозначна, она включает в себя очень много аспектов. Сказанное относится как к пожару, так и к бане. И, тем более, к мосту.

 - Вас причисляют к категории карельских писательниц, но Вы родились и выросли не в Карелии. Как себя позиционируете Вы сами?

- Я живу в Карелии с 1976 года. Приехала сюда на работу, учителем иностранного языка. Было мне тогда двадцать два года. Семнадцать лет отработала в школе и очень светло вспоминаю эту пору. Когда меня называют карельской писательницей -  не возражаю. Вся моя молодость прошла в Карелии. Много было в жизни хорошего, яркого, светлого. Есть, что вспомнить! Поэтому, конечно же, я - "карельская писательница".

  - Кто из представителей деревенской прозы Вам ближе?

 - Вообще, деревенскую прозу люблю. И Белова, и Астафьева, и Абрамова, и Распутина. Выделить – кто из них лучше, кто хуже – не могу. Нет у меня такого критерия.  Сейчас очень много писателей, которые пишут в традиционной манере. И это – традиционная манера - моё. Я не люблю "оригинальниченья", под каким бы соусом оно не подавалось. В погоне за новизной формы, за какими-то непонятными, необоснованными и, порой, пошловатыми новообразованиями в литературном языке, теряется главная суть. Ради чего написано произведение? Какой свет оно привносит в этот мир?  Какие знания дарует читателю?

 - Вы человек верующий?

 - Все рассуждения о Боге, которые встречаются в тексте повести «Етишкинай жизнь!..» - искренние.

 - Можно ли назвать «Етишкину жизнь!..» драматическим произведением?

 - Ситуация безысходная в своей основе. Поэтому в повести достаточно и драматизма, и трагизма. Но в ней есть и юмор, Пусть он грубый, деревенский, но написана-то повесть от лица Петьки Портного. Есть в повести и какие-то рассуждения о жизни. Да, они - на  уровне понимания этой проблемы главным героем, но проблемы (хоть прописанные деревенским языком) затрагиваются глубокие. В принципе, Петька старается докопаться до сути - что же происходит вокруг него и почему всё складывается именно так.

 - В чем, на Ваш взгляд, корень, основа всех проблем главного героя повести?

 - Все Петькины проблемы от него самого. От противоречивости его внутреннего мира. Потому что неумение выстраивать отношения с окружающими его людьми, нетерпимость к их недостаткам, желание диктовать и "крутить вокруг ноги" весь мир, приводит к тому, что он остаётся один.

 В семье нет лада. Каждый ищет и защищает свою правду. Никто никому не хочет уступать. Никто никого не слышит. Каждый старается навязать другому свои правила, своё видение жизни, своё восприятие окружающего мира. И это приводит к тому, что распадается семья.

  А потом это всё идёт дальше, по нарастающей.  Сначала распадается семья, потом рушатся отношения с односельчанами и обществом в целом. А такую обстановку, в первую очередь,  создаёт сам человек. Потому что даже в пещере люди могут жить, радоваться жизни, быть в согласии с самими собою и с природой. С радостью принимать каждый новый день. Не от уровня жизни или благосостояния общества в целом зависит радость человека. Вся беда наша из-за отсутствия духовности. И из-за того, что в детях закладывается сначала материальное, а не духовное начало. Прежде всего, своим детям необходимо привить духовный стержень. А всё материальное они должны заработать сами.

 Любви в семье у Петьки не было. Было только желание с позиции силы заставить всех жить так, как он хочет. Но это невозможно. Всё, что насаждается силой - отторгается. Поэтому все и уходят от главного героя повести.

  А потом когда Петька возвращается и уже хочет объединить людей,  как-то повернуть в другую сторону их сознание – сразу же возникают проблемы.  Большие проблемы. Он сам ещё слаб духовно. Он сам ещё только вышел на этот путь. Нет у него за спиной духовного багажа.  Ему самому ещё очень тяжело.

 В настоящее время Надежда Васильева  работает над тремя произведениями: над детской сказкой «Жу-Зи», где идёт повествование о жизни пчелиной семьи, основанное на реальных знаниях автора о жизни пчёл. Главной темой второй повести,  "Когда ангелы поют",  станет проблема «отцов и детей». Третья повесть, которая находится в работе, -  «Плачь Синайских гор». 

Категория: Интервью с автором в СМИ | Добавил: SHARP[rus] (18.01.2012)
Просмотров: 804 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]