MENU
Главная » Статьи » Интервью с автором в СМИ

Интервью с Надеждой Васильевой. 06.09.2006г.

        Не хотят современные подростки знать ни Айвенго, ни Дартаньяна, ни Шико, ни Сайреса Смита. Обидно что слабенький литератор Джоан Роулинг вдруг становится для всего мира величайшим писателем всех времен, а когда кто-то говорит о Чехове, большинство лишь морщит лоб, силясь вспомнить, что о нём слышали,  и только самые продвинутые кивнут: « Ах, да, да, Чехов!-"Лошадиная фамилия"…

    Безусловно, нельзя детям запрещать читать Гарри Поттера или Зачарованных, (тьфу, тьфу, прости Господи!), но дело-то в том, что если будут они читать только это, не получится из них полноценных людей, как если бы кормить их только одной китайской лапшой.

     Не научатся по таким книгам дети психологическим тонкостям, состраданию, доброте.

       К сожалению, чтение легкой литературы, так же как питание в Фастфуде, обладает наркотическим воздействием. Быстрое поглощение вызывает быстрое насыщение. И уже нет разговора о тонкости вкусов, главным становится принцип – «побольше и посытнее».

     "Человек - это то, что он ест ", - говорят ученые биохимики.

    «Человек – это то, что он читает», - утверждает карельская  писательница Надежда Васильева.

     Я беседую с Надеждой Борисовной у нее дома, в Петрозаводске, где эта чудесная женщина живет вместе с мужем Анатолием, в недавнем прошлом пилотом гражданской авиации.

     Надежда Васильева – один из немногих писателей республики, пишущих для детей и подростков. Ее последняя книга – «Под созвездием Кассиопея», еще в рукописи использовалась в работе филологами Карелии и, пройдя жёсткий отбор республиканского конкурса, получила  бюджетное финансирование. После издания книга  была награждена республиканским Дипломом  в номинации «Лучшая книга для детей - 2004», получила Диплом и приз читательских симпатий, а также приняла участие во всероссийском конкурсе книгоиздателей АСКИ  «Лучшая книга - 2004», где автор была награждена Почётной грамотой Правления Ассоциации книгоиздателей за большой вклад в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.   

Моим землякам писательница стала известна совсем недавно, после начавшегося сотрудничества с Красноярским журналом "День и Ночь", издаваемым Романом Солнцевым. В первом номере журнала за 2006г. была напечатана её повесть «Етишкина жизнь!…»  о проблемах жителей вымирающих российских деревень.

        Взрослый человек выбирает книги согласно интересам и запросам своего внутреннего мира, - говорит Надежда Васильева, - Ребенок, личность еще не сформировавшаяся, может выбрать вкусную «отраву» в ярком фантике. Очень большая ответственность ложится сегодня на родителей, создающих дома библиотеку, на учителей, рекомендующих внеклассное чтение, на библиотекарей, обращающих внимание наших детей на книжные новинки, на книгоиздателей, выбирающих  авторские рукописи и, конечно же, на нас, писателей. Я никогда не была против высокого профессионализма в любом деле, но сегодня нужно думать даже не о том, как писать, а, в первую очередь, о чем писать. Талантливый писатель с низким уровнем духовно-нравственного развития, но с коммерческой жилкой, способен увлечь за собой читателя в пропасть. Образцов подобной литературы сегодня у нас много. Все знают, что дети склонны к подражанию. И если насилие, убийства, пошлость, похоть становятся нормой и в фильмах, и в книгах, то, что нам ждать от  наших детей?

             Меня иногда упрекают в излишнем трагизме литературных сюжетов, Вечная борьба добра со злом в душе человека ярче всего проявляется в экстремальных ситуациях. Главное – позволить людям увидеть свет чистых человеческих устремлений через мрак социального бытия. Уверена, что слезы, вызванные сильными чувствами любви, чистоты, гуманности, являются очищающими.  И не надо их опасаться. Бояться нужно другого, когда ребенок, напичканный телевизионными «ужастиками», равнодушно поглощает вместе с чипсами сцены насилия, кровавых садистских убийств, впитывает в  свой внутренний мир физиономии вампиров и разгула всякой дьявольщины. Вот это действительно травмирует психику ребенка. А если мальчик или девочка плачет по убитой собаке – это нормально, и, значит, в нашей жизни еще не все потеряно. 

         - Да,  безусловно, ребенок который плачет после прочитанной истории собачки Му-Му, способен посочувствовать и помочь живому существу, но что-то мне не верится, что посочувствует кому-нибудь ребенок, который, придя из школы и выполнив домашнее задание, включает телевизор, а там в самое детское время «Криминальная Россия», « Менты», «Зона», «Солдаты» и прочая мерзость. Вот и получается, что еще надо постараться, чтобы отвлечь ребенка от экрана ТВ и компьютера и убедить его взять в руки книгу. Какой же должна быть эта книга, которая привлечет подростка? Ведь ни Вы, ни я, не хотим что бы этой книгой стала книга про Гарри Поттера.

       - Я много думала над этим. И не только, как писатель, но и как учитель. 17 лет отработала в школе и знаю, что такое воспитательный процесс. Во-первых, произведение не должно быть большим по объему. Во-вторых, язык его должен быть понятным для подростков. Та же лексика, образ мышления, то же воображение, чувства и восприятие мира. Только близкое и понятное усваивается нашим сознанием.  В-третьих, отсутствие назидания и нравоучения. Искренность, правдивость, соответствие жизненным условиям.

           Сюжет должен быть захватывающим, волнующим и вызывающим сопереживание к героям, попавшим в экстремальные ситуации. Такое произведение обязательно окажет на подростка сильное эмоциональное воздействие. Необходим и образ положительного героя. Дети ведь склонны к подражанию. И наличие положительного героя в художественных произведениях помогает формировать у них твердый духовно-нравственный стержень. Но таких книг издано, к сожалению, недостаточно. 

              - Мало авторов, которые пишут именно об этом?

           - И рукописи есть, и авторы. Особенно в регионах. Прошлой осенью была в Москве на книжной ярмарке российских книгоиздателей, где была выставлена и моя книга «Под созвездием Кассиопея». Наивно предлагала её для переиздания региональным издательствам, и получала один ответ: «Жажда к подростковой литературе огромная, но издать не можем. Не имеем финансовой возможности издавать книги неизвестных авторов». А в Москву и Санкт-Петербург и предлагаться не стоит. Аргумент везде один: автор не известен читателю, покупаться не будет. Сложности огромные. Не работают литературные агентства, куда бы мог обратиться писатель со своей рукописью. Вот и мыкается он, бедный да неприкаянный, не зная, в какие двери стучаться. А если он, вдобавок ко всему, еще и не столичный житель, то «небо для него превращается в овчинку». Рецензий журналы не дают, рукописи не возвращают. Они словно проваливаются  в какую-то бездонную яму, а вместе с ними душевные силы, время и здоровье автора. Денег на раскрутку рекламной компании, как правило, у писателей, которым часто даже не выплачиваются гонорары, конечно же, нет. Кстати, вопрос этот поднимался очень остро и на встрече региональных писателей, которую проводил на той книжной ярмарке Роман Солнцев. Именно там мы и познакомились. Про таких людей, как Роман Харисович, говорят так: «Он СЛЫШИТ!» Наверное, потому и журнал «День и Ночь» мог бы послужить хорошим образцом для многих российских литературно-художественных изданий. На свой гонорар за публикацию повести я попросила редакцию выслать мне журналы и раздарила их ведущим библиотекам республики. Очень рада тому, что они пользуются большим спросом у читателей Карелии.

           - Позвольте вернуться к проблеме книгоиздания. Что же делать писателям в сегодняшней  ситуации? Плюнуть на всё и  совсем не писать?

               - Однозначно, писать. Я именно в этом вижу свое предназначение, как писатель. Дети – самые благодарные читатели. Когда видишь заинтересованные глаза подростков, можешь ответить на их вопросы, помочь разобраться в сложившихся нравственных коллизиях, услышать их искренние и доброжелательные отклики на свои рассказы, понимаешь, что нужное дело делаешь. Важное. И главное.

        Сидели и говорили мы с семейством Васильевых долго. Ели пироги с тыквой, выращенной на своём дачном участке. Слушали песни хозяйки дома, она ко всему еще и композитор, и талантливая исполнительница своих песен на стихи карельских авторов. Рассказывала Надежда Борисовна о своей работе преподавателем, переводчицей, о  работе в международном Совете Литературного Центра Баренц - региона, который объединяет писателей Норвегии, Швеции, Финляндии, Карелии, Архангельска и Мурманска. Анатолий, который 30 лет летал над просторами нашего Севера, рассказывал о нелёгком труде тех, кто охраняет наши леса от пожаров...

Когда я вздумал посмотреть на часы, оказалось, что наступили уже следующие сутки. За окном стояла ночь. Вечер пролетел незаметно.

Спирин Евгений

            06.09.06 г.

            г. Петрозаводск
Категория: Интервью с автором в СМИ | Добавил: SHARP[rus] (05.01.2012)
Просмотров: 1168 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]