MENU
Главная » Статьи » Интервью с автором в СМИ

Интервью Людмилы Мишиной

 

ВМЕСТЕ РАССУЖДАТЬ,  ДРУГ У ДРУГА УЧИТЬСЯ

 

            Надежда Васильева – известная карельская писательница.

            Ее книги популярны у читателей разных возрастов. Особенно ей удаются произведения для подростков и юношества. Их передают из рук в руки, обсуждают, дети ставят по сюжетам книжек спектакли, снимают любительские фильмы.

               Писательница удостоена республиканской премии «Сампо» в области литературы.

          По итогам конкурса «Добрая лира» (премия педагогического призвания, Санкт-Петербург, 2008 год) ее повесть «По прозвищу Гуманоид…»  отмечена дипломом II степени, как произведение, написанное в духе лучших традиций отечественной литературы. Кроме того, она руководит Карельским представительством Союза российских писателей.

         Встречи Н. Васильевой с читателями, педагогами, родителями в стенах библиотек и школ республики всегда проходят на особой волне – старшие и младшие вместе рассуждают, спорят, через анализ литературных произведений подходят к анализу своей жизни.

          В данной публикации – разговор об опыте общения писателя с читательской аудиторией, о том, что радует и огорчает, о возможностях продвижения чтения, особенно в детской и подростковой среде.

           - Задача современного российского писателя в сложившейся сегодня ситуации с чтением заключается не только в том, чтобы написать интересное и нужное произведение, но ещё и донести его до читателя, - считает Надежда Васильева. - Бесспорно, что творческие встречи с писателями дают хороший результат. И этот результат был бы ещё лучше, если бы все творческие встречи проводились на должном уровне. Уровень подготовки и проведения мероприятия во многом зависит от того, насколько тесен деловой контакт писателя с библиотекарями и филологами.

 Не идти на поводу!

      Задача организаторов встречи не ограничивается тем, чтобы обратить внимание детей на то, что перед ними «живой писатель», написавший (поверьте на слово) интересную книжку. Или тем, чтобы продемонстрировать притихшим школьникам яркую обложку, ожидая, когда писатель, наконец, начнёт «изощряться», зачитывая наиболее интересные, (на его взгляд) фрагменты из своих произведений, чтобы как-то заинтересовать ребят новой книгой. Иногда это происходит именно так.

          Ну, а  на закуску декламируется смешной стишок,  который хоть и не запомнится школьнику, но вызовет улыбку, а еще лучше - оживлённый смех в классе, – яркий показатель того, что встреча «удалась на славу».

         Идти на поводу детской оценки в ответ на банальный вопрос: «Ну что, понравилось?» - мягко скажем, не разумно. Бывали случаи, когда на творческой встрече, помахав перед лицами ребят своей новой книгой, писатель ударялся в воспоминания собственного детства, и целый урок  рассказывал о том, как любил в своё время играть в футбол и за какую команду болел.

    Владеющий словом и обладающий фантазией литератор, как правило, хороший рассказчик. Но что остаётся в душе и сознании ребёнка после такого уровня общения? Образ дяденьки со смешной бородкой или тётеньки в длинной юбке, яркая обложка книжки и запомнившаяся байка, которая  с восторгом пересказывается дома родителям? Выполнена ли главная цель такого мероприятия? Не риторические это вопросы.

      Будучи учителем по образованию (опыт работы в школе 17 лет), убеждена, что творческие встречи с писателями не должны  только забавлять уставших от занятий школьников. Цель их намного выше, серьёзнее и значимее.

      Сама я пишу не только взрослую прозу, но и прозу для детей и юношества. Меня часто приглашают в библиотеки и школы на различные мероприятия. После переиздания книги «По прозвищу Гуманоид…», написанной для подростков и юношества, количество выступлений в школах иногда насчитывалось до тридцати в месяц.

       Ни для кого не секрет, что мероприятия эти неоплачиваемые. Но огромное удовлетворение и толчок для дальнейшего творчества даёт тёплый приём, неподдельный интерес школьников к произведениям и масса вопросов, касающихся мотивов поведения героев, сопоставления событий, описанных в произведении, с реальной жизнью, детское виденье дальнейшей судьбы героев.

    Случалось, что старшеклассники писали продолжения к моим рассказам, успешно следуя  авторскому языковому стилю. Очень часто зачитывались отклики на понравившиеся рассказы, дарились рисунки к полюбившимся сюжетам. А происходило такое только тогда, когда книга читались школьниками задолго до встречи. Обычно новая книга заказывается школьными библиотеками в издательстве и приобретается учащимися по издательской стоимости. Автору остаётся только поставить автограф. Надо отдать должное работникам школьных библиотек, особенно тем, кто долгие годы работает на этом нелёгком поприще. Они успешно справляются со своими задачами.

      Библиотеки сегодня являются  редкими оазисами культуры в пустыне вопиющей бездуховности и технократической устремлённости современной жизни. Библиотекари трудятся для того, чтобы подрастающее поколение, читая умные, добрые, светлые произведения, становилось чище и сильнее духом. И свет, зажжённый с их помощью в детских душах (уверена в том!) поможет рассеять мрак нынешних дней.

                  Отвечаем за каждое слово?

        Писатель, тем более пишущий для детей, не должен идти на поводу низких интересов, бытующих в нынешней жизни.  Шедевры мировой литературы создавались не толпой с низкими интересами, а отдельными личностями, талантливыми и гениальными, которые вели людей к духовному совершенствованию. Все великие люди в разное время хорошо понимали это. Одна книга вызывает  прилив доброй энергии, света, духовной силы. Под влиянием другой человек может впасть в глубокую душевную депрессию, отчаяние, мрак. Писатель несет ответственность за состояние духа читателя, который читает его произведения. На долю детского писателя выпадает особая ответственность.

     К сожалению, в сегодняшней литературе много уродливого, некрасивого и даже откровенно вредного. Недавно в сборнике произведений для детей прочла рассказ, от которого, если честно, долго не могла прийти в себя. Не рассказ, а художественно оформленная инструкция того, какими способами можно бездумно и жестоко разрушать мир вокруг себя, не задумываясь о последствиях. Написано «вкусно», с мастерством (в чём заключается ещё большая опасность!). Но за каждой строчкой чувствуешь неприглядную личность автора, который любуется отвратительными поступками, делает из «плохих парней» неких героев, которые, на его взгляд, «свободны и независимы».

       Год назад в одной из детских библиотек взяла книгу одного из разрекламированных молодых столичных писателей. На первых страницах  наткнулась на десяток изощрённых нецензурных выражений. Одним словом,  «в каждой строчке только точки…». Взрослый человек может, поморщившись, отложить такую книгу в сторону. А  склонный к подражанию подросток купится на соблазн, увлечется остреньким слогом и много чего вынесет из этой словесной помойки.

          Собеседники писателя – ученики, учителя, родители

     И всё-таки  добрых примеров самоотверженной и бескорыстной работы библиотекарей и учителей много. Творческих встреч, и в Петрозаводске, и в районах Карелии, у меня прошло столько, что в рамках статьи обо всех не упомянуть. Однако об одном эксперименте не рассказать не могу.

    Второй год приглашают в гимназию №30 г. Петрозаводска на обсуждение моих произведений с участием не только библиотекарей, учителей и учеников, но и родителей учащихся одного класса. Проводятся такие мероприятия обычно по субботам, занимают по времени два спаренных урока. С каждым разом родителей приходит на встречи всё больше. В основном, конечно, мамы.

     Главные действующие лица – школьники, с которыми учитель-филолог проводит разбор рассказа или повести (в первый раз это был мой рассказ «Полынья», во второй  – повесть «По прозвищу Гуманоид…»).  Причём производится разбор на довольно высоком для школы уровне. Детально обсуждаются тонкости, значимые для понимания психологии и поступков героев, на которых заострил бы своё внимание даже не каждый профессиональный критик.

       Большое место уделяется  моральным аспектам художественного произведения, его воспитывающей значимости. При разборе повести «По прозвищу Гуманоид…»  учащиеся, например, находили в тексте и выписывали в тетрадь мудрые фразы деда, прозвучавшие в разговорах с внуком Митькой.

      Намечена очередная творческая встреча в гимназии №30 и на следующий год. Причём, по мере взросления ребят, произведения берутся всё серьёзнее, анализ проводится глубже, суждения учащихся звучат всё самобытнее и интереснее. Внимательно вглядываясь в глаза ребят, с радостью отмечаю, как развивается внутренний мир и речь каждого ребёнка.

        Как знать, может быть, кто-то из них будет завтра прототипом героя моего нового произведения. А кто-то сам серьёзно возьмётся за перо, и литературное увлечение сделается главным в его жизни.

           Урок в Ведлозерье

         Ярко запомнилась давнишняя творческая встреча со школьниками одной из сельских школ.  Расскажу почему. Проходила она в актовом зале Ведлозерской средней школы Пряжинского района.

          На сцене были установлены декорации, школьники инсценировали отрывки из повести «По прозвищу Гуманоид…». (Кстати, это послужило толчком для написания киносценария и пьесы по этому произведению!). Играли юные актёры просто замечательно! А потом состоялся конкурс выразительного чтения отрывков из этого произведения.

       Всё шло слаженно и гладко, но я попросила ребят задавать мне вопросы, мол, отвечу всем, «как на духу». Тут встаёт паренёк седьмого класса и спрашивает: «А почему вы в повести используете нецензурную лексику?" У меня, говоря на жаргоне подростков, и «челюсть отвисла». Редактор книги Элина Георгиевна Растатурина - опытнейший специалист, работающая в издательстве «Карелия» несколько десятков лет. Да и сама-то я в прошлом учитель с немалым стажем работы в школе. Не могли допустить такого!

         Над залом  нависла звенящая тишина. Любопытные детские головы разом повернулись в сторону смельчака. Учителя, придя в себя, зашикали, замахали руками, мол, сядь немедленно и не болтай глупостей! А паренёк - на своем: «Я читал! И своими глазами видел!». Тут я его спрашиваю, мол, в каком месте? На какой странице? А он: «Страницу не помню! Это там, где Митька Бегемота  в живот кулаком бьёт!» Мне всё стало ясно.

       В повести есть эпизод, где мужчина, по прозвищу Бегемот, прошептал на ухо Митькиному отцу пошлую фразу, которую  главный герой, подросток Митька, услышал. Потому он и ударил приятеля отца кулаком в живот за пошлость, сказанную в адрес его любимой девушки. Если бы не сказать эту фразу, было бы не понятно, за что ребёнок поднял руку на взрослого человека. Так мне казалось в момент написания повести. Я попробовала это объяснить пареньку. Но он был неумолим. Урок этот, конечно же, запомнился (нет, не Бегемоту, а мне!).

         Всякий раз, когда пишу новую вещь,  вижу перед глазами того паренька, выверяю по нему каждое слово, каждую фразу. При переиздании книги долго с редактором обсуждали это место. Все-таки решили «вымарать» царапнувшую душу ребёнка пошлость. До слёз приятно осознавать, что наши дети не хотят слышать брани, что пошлость  режет им уши.

       И это одна фраза! А сколько таких фраз они  слышат по телевизору?! Не говорю уже о том, что видят! И легко ли на фоне общего пренебрежения культурой речи, нормами поведения сеять в души подрастающего поколения «разумное, доброе, вечное» учителям, библиотекарям, воспитателям?!

 Чему Ральф научил Кристи

           Возвращаясь к разговору о пользе проводимых творческих встреч, хотелось бы поделиться опытом работы со школьниками младшего школьного возраста по моим книгам: «Про Стасика, Дашу и бабушку Машу» и «Ральф в гостях у Кристи».

          В первой книге десять рассказов. Пять – про мальчиков, пять – про девочек. Сюжеты взяты из реальной жизни. Дело в том, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые) критику в свой адрес воспринимают очень болезненно, зато разбирают поступки своих друзей весьма охотно. В каждой ситуации, описанной в рассказе, кроется маленькая жизненная мудрость, которую должны усвоить дети, анализируя поступки сверстников.

        Во второй книге семилетняя Кристи пытается научить умную собаку по кличке Ральф человеческим навыкам (говорить, скакать на скакалке, спать под одеялом). И, сама того не подозревая, многому учится от собаки: не брать без разрешения конфеты из серванта, не бросать во дворе фантиков, разговаривать, не повышая голоса, бережно относиться к своим игрушкам.

    Разбирая поступки девочки и собаки, школьники невольно приобретают необходимые знания правил хорошего поведения. Встречи в школах проходили с наибольшей пользой для школьников в тех классах, где детям уже была прочитана книга, а писатель лишь задавал наводящие вопросы, побуждая юных читателей вспомнить содержание и сделать соответствующие выводы. Ведь не зря говорится: повторенье - мать ученья.

    Убеждена, детская литература должна быть не только развлекательной, но и выполнять воспитывающую функцию. Когда эти два момента сочетаются, причём на достойном профессиональном уровне, у самих произведений продлевается жизнь, они успешно выполняют возложенную на них миссию.

        В этом году готовлюсь к выходу своей новой книги «Сказ об эльфийской принцессе». В ней рассказывается о трудной судьбе мальчика – индиго, умеющего общаться с эльфами, по взгляду читать мысли, видеть на воде то, о чём хочется узнать. 

      Почему говорю «готовлюсь»? Знаю, что по этой сказке с философским уклоном будет много вопросов, как от детей, так и от взрослых. Прежде чем выйти на разговор с аудиторией, необходимо глубоко продумать и обосновать очень многое, чтобы, уходя со встречи, каждый читатель уносил в душе удовлетворение, ясность и свет.

            Одаренные: радость совместного творчества

          Конечно, самые яркие и незабываемые впечатления остаются от тех встреч с юными читателями, на которых удаётся передать детям ещё и начальные литературные знания, побудить их взяться за перо. Это особая задача -  взглянуть на мир зорким взглядом литератора, высветить то, что может для кого-то остаться незамеченным, выразить словами то, что вертится в потоке сумбурных мыслей.

        Всё это несколько лет назад происходило на литературном семинаре детского творчества в п. Надвоицы Сегежского района, куда съехались одарённые дети из Сегежи (Республика Карелия) и Кандалакши (Мурманская область). Семинар состоялся благодаря финансовой поддержке общероссийской общественной организации «Гражданин», доброй инициативе работников муниципальной библиотеки и гостеприимства работников специальной коррекционной школы-интерната № 14. В семинаре принимали участие журналисты, работники детско-юношеской библиотеки Республики Карелия и писатели из Союза российских писателей.

       К семинару школьники писали конкурсные работы, привезли свои рукописные  самиздатовские книги. Практические занятия проводились по разделам: проза, поэзия, журналистика и даже драматургия. Дети усваивали навыки литературного творчества на удивление быстро, о чём свидетельствовали результаты практических занятий.

       Второй подобный литературный семинар прошёл в г. Кандалакша, куда, в свою очередь, были приглашены одарённые дети из Сегежи и Надвоиц. Жаль, что это доброе начинание пока не получило дальнейшего развития по известной причине - отсутствия необходимого финансирования.

             Центр для читателей и писателей

        Последнее, чем хочу поделиться. Второй год писатели Карелии ведут разговор о создании Центра чтения, так необходимого как для писателей, так и для читателей республики. Писались обоснования, велись переговоры на уровне Министерства культуры РК, Национальной библиотеки. И такая возможность отчётливо просматривалась. Однако, как это у нас часто случается, из-за отсутствия финансирования все планы рухнули в одночасье. Назначение такого Центра чтения заключается в следующем.

         Центр чтения РК помог бы объединить усилия писательских Союзов для продвижения творчества карельских авторов в читательскую среду, распространить уже изданную карельскую литературу, расставив ориентиры  к наиболее востребованным и достойным художественным произведениям;

      Живые творческие встречи писателей с читателями подняли бы  престиж чтения в республике, привлекли внимание к карельской литературе в рамках регионального компонента в системе образования.

         Как уже отмечала выше, все творческие встречи писателей сегодня проходят без оплаты. Что ни говори, но такой подход принижает значимость писательского труда. Замечу, что многие писатели являются неработающими пенсионерами с очень скромным пенсионным обеспечением и не имеют возможности оплачивать проезды до мест проведения творческих встреч.  Вопросы, связанные с организацией и проведением выступлений писателей перед населением республики, с помощью такого Центра чтения мы смогли бы решать организованно, на должном уровне.

        Не легка жизнь простых людей, особенно в глубинке.  Финансовый кризис обострил проблемы с трудоустройством, финансированием учреждений культуры и образования. Но в любых условиях важно помогать людям раскрывать свой духовный потенциал, мобилизовать силы  на выживание в сложных жизненных условиях. И в этом большую роль могут сыграть писатели, которые готовы к разговору с читающей, а, значит, думающей и активной частью населения республики, с  разными социальными группами (учащейся молодёжью, людьми пенсионного возраста). Такой  Центр чтения охватил бы, в первую очередь, и реализацию задач по творческим встречам в школах и детских библиотеках республики, о чём шла речь в этой статье.

      Добрые книги в нашей жизни, как маяки, которые указывают верный путь большим и малым судам. «А какая она, добрая книга?» – естественен вопрос. Та, после прочтения которой, за спиной вырастают крылья! Магия слова способна открыть в душе человека невероятные силы. Лишь сопереживание воспитывает душу человека, развивает его внутренний мир. Очень хорошо сказал по этому поводу Виктор Розов: «Книга – самый глубокий источник познания мира и самое сильное воздействие на духовное развитие личности…». Но часто ли мы задумываемся об этом?                           

                                                                                                             

 

Категория: Интервью с автором в СМИ | Добавил: SHARP[rus] (18.01.2012)
Просмотров: 890 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]